2017-й год объявлен «Годом С.Н. Фёдорова».

2017-й год объявлен «Годом С.Н. Фёдорова». Выдержки из беседы с директором Санкт-Петербургского филиала МНТК, доктором медицинских наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ Л.И. Балашевичем.

« Запомните, ваша установка должна быть такой: «Без меня (без вас) мир неполон».

С.Н. Фёдоров

     — Юбилей – это всегда повод оглянуться назад. Наверное, нельзя рассказывать об истории МНТК, в том числе и его Санкт-Петербургского филиала. Не вспомнив о роли С.Н.Фёдорова… Не могли бы Вы рассказать о Ваших встречах со Святославом Николаевичем, о творческом взаимодействии с ним.

— Я с Вами согласен. Историю МНТК невозможно отделить от биографии Святослава Николаевича. Наша организация – это его детище, воплощение его идей.

Мир врачей — офтальмологов узок. Поэтому совершенно естественно, что о деятельности С.Н. Фёдорова я узнал довольно рано. Первый раз мне довелось лично присутствовать на его докладе в начале семидесятых годов (точную дату я сейчас уже не вспомню) на конференции в Алма-Ате. В дальнейшем мы нередко участвовали в одних и тех же научных мероприятиях, но личное знакомство состоялось только в 1987 году. В то время я уже работал заместителем директора Санкт-Петербургского филиала МНТК. До 14 декабря 1987 года, когда филиал был торжественно открыт, оставалось ещё несколько недель.

    — При каких обстоятельствах состоялось Ваше знакомство?

— Мы познакомились в самолёте. Причём это был не обычный самолёт, а «Борт № 1». Он обслуживал Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачёва (поста Президента тогда ещё не существовало). Самолёт направлялся из Москвы в Чебоксары, где тоже шло строительство одного из будущих филиалов.

Должен был лететь директор Санкт-Петербургского филиала МНТК Анатолий Иванович Горбань. Но он по каким-то причинам не смог принять участие в этой поездке и направил меня. Из Москвы в Чебоксары, разумеется, летел не только С.Н. Фёдоров, а большая группа сотрудников головной организации и региональных филиалов МНТК. Всех интересовал ход строительства Чебоксарского филиала.

      –Почему полёт проходил на правительственном самолёте?

— Думаю, что это не случайность. В то время Святослав Николаевич действительно пользовался поддержкой руководства страны, в первую очередь, тогдашнего председателя Совета министров Николая Ивановича Рыжкова. И это было счастье для МНТК! Без поддержки высшего политического руководства проект не мог быть реализован.

    — Какие впечатления остались у Вас от первой встречи с С.Н. Фёдоровым?

-Решительный, уверенный в себе, харизматичный… вы знаете, у человека или есть харизма, или её нет. У Фёдорова харизма была. Он умел притягивать людей, располагать к себе, заряжать своей энергией. А это был человек с неистощимой энергией!

Во время нашей первой встречи я обратил внимание на такой факт: С.Н. Фёдоров во время полёта практически не сидел в своём кресле. Он постоянно передвигался по салону, за короткое время полёта успевал переговорить со многими людьми. Обсудить с ними целый ряд деловых вопросов.

В дальнейшем у нас было довольно много контактов со Святославом Николаевичем. Я общался с ним и в качестве заместителя директора филиала: с 1994 года. Совершенно естественно. Что на посту директора Санкт-Петербургского филиала общение стало более интенсивным.

     -Леонид Иосифович, как бы Вы охарактеризовали роль академика С.Н.Фёдорова в развитии российского здравоохранения и медицинской науки?

— Я бы выделил три наиболее ярких достижения Святослава Николаевича. Он является отцом, основателем современной катарактальной хирургии с имплантацией искусственных   хрусталиков.    С.Н. Фёдоров   вывел   катарактальную    хирургию     на принципиально новый уровень. И третье достижение: Святослав Николаевич стал автором блистательных экономических теорий. Он проявил себя не только как великий врач-офтальмолог, но и как выдающийся менеджер.

     -По Вашему мнению, экономические идеи С.Н. Фёдорова сохраняют свою актуальность в наши дни?

-Вне всякого сомнения! Мне думается, что главная идея С.Н. Фёдорова состоит в том, что плоды труда работников должны принадлежать не какому-то капиталисту или абстрактному «государству», а им самим. Святослав Николаевич продвигал идею «народных предприятий».

Я Вам скажу больше: он не просто говорил о «народных предприятиях», а фактически воплотил эту идею в жизнь. МНТК и стал таким народным предприятием! Да, со времени ухода из жизни нашего основателя условия хозяйствования несколько изменились. Но, во многом, в ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Фёдорова» его наследие удалось сохранить.

    -В чём принципиальное отличие «народных предприятий» от других экономических моделей?

-Чтобы ответить на Ваш вопрос, давайте рассмотрим принципы функционирования медицинских учреждений. Все годы советской власти их финансирование практически не зависело от результатов работы. Зарплата врачей, медицинских сестёр, технического персонала, санитарок и т. д. тоже зависела от эффективности их деятельности.

    -С этой уравниловкой С.Н. Фёдоров боролся?

-Он прекрасно понимал, что здравоохранение и медицинская наука не могут развиваться без принципиально иной экономической модели. Святослав Николаевич считал, что финансирование медицинских учреждений должно быть напрямую связано с качественными и количественными показателями их деятельности.

Этот же принцип лежал в основе оплаты труда. С.Н. Фёдоров создал исключительно прозрачную систему. Для него было важно, чтобы каждый сотрудник знал, что размер вознаграждения зависит от его квалификации, усердия и вклада в общее дело.

Об экономических теориях С.Н. Фёдорова не хочется говорить в прошедшем времени. Они продолжают оставаться актуальными.

    -Вы общались на политические, экономические темы?

-Неоднократно. Мне доводилось бывать на многих мероприятиях с его участием, в частности, во время президентской компании 1996 года. Как известно, Святослав Николаевич выдвигал свою кандидатуру на пост Президента России. Это было осознанное, продуманное решение. У него была чёткая программа действий.

Существовала Партия самоуправления трудящихся, которую он возглавлял.

Встреч с С.Н. Фёдоровым было много. И всё же я бы отметил его последний приезд в Санкт-Петербург в апреле 2000 года. Это случилось буквально за несколько недель до трагической гибели.

      -С.Н. Фёдоров находился тогда в непростой жизненной ситуации…

-У него, вообще, была непростая жизнь. Приходилось преодолевать много препятствий, бороться с непониманием. Моя книга об истории создания и становления Санкт-Петербургского филиала МНТК, вышедшая  в 2012 году в петербургском издательстве «Человек», недаром называется «Прозрение».

     -О каком прозрении идёт речь?

-Я имел в виду прозрение общества, прозрение государства, прозрение всех нас… необходимо прозреть, чтобы понять идеи С.Н. Фёдорова.

В апреле 2000 года Фёдорову было трудно. С 1995 года по 1999 год Святослав Николаевич являлся депутатом Государственной Думы РФ второго созыва. В течение этого времени – в соответствии с действующим законодательством – он уже не являлся генеральным директором МНТК. Выборы, состоявшиеся в конце 1999 года, С.Н. Фёдоров проиграл…

   -Какая сложилась ситуация?

-Если говорить простым языком – а сам Святослав Николаевич всегда просто и чётко выражал свои мысли – Фёдоров оказался безработным. Он уже не являлся депутатом Государственной Думы, но вернуться к непосредственному руководству МНТК, снова стать генеральным директором, он тоже не мог…

    -Почему С.Н. Фёдоров после ухода из Государственной Думы не мог снова возглавить МНТК?

-Этот вопрос мы тоже себе тогда задавали… Ситуация складывалась драматическая. У Фёдорова было много завистников и недоброжелателей. После его ухода из Государственной Думы эти недоброжелатели ополчились, чтобы любой ценой не допустить возвращения Фёдорова в МНТК. Начались проводиться многочисленные проверки, собираться компромат…

Судьба Фёдорова сходна с судьбой многих великих людей. При жизни им ставят палки в колёса, их пытаются сломать… А после смерти – ставят памятники, называют в их честь улицы.

    -Чем был примечателен последний приезд С.Н. Фёдорова в Санкт–Петербург?

-Этот визит можно назвать «визитом солидарности». Коллеги Святослава Николаевича из Санкт–Петербургского филиала МНТК хотели выразить ему поддержку. Кроме того, у Фёдорова в Питере всегда было много друзей и добрых товарищей.

Именно в этот приезд состоялось награждение Святослава Николаевича высокой общественной наградой – Орденом духовного пробуждения. Награду вручал Лев Николаевич Зайков, человек в Ленинграде и Санкт–Петербурге известный и авторитетный. В течение многих лет он возглавлял одно из крупнейших в Ленинграде научно – производственное объединение «Ленинец». В начале восьмидесятых годов являлся первым секретарём Ленинградского обкома КПСС, фактически руководителем нашего города.

Я тоже присутствовал при этом награждении. Было видно, что Фёдорову было приятно получать награду из рук Зайкова.

   — У Святослава Николаевича было много наград…

— Наград хватало… Но награждение Орденом  духовного пробуждения было  ему особенно дорого потому, что произошло в трудный период его жизни.

Академик  С.Н. Фёдоров был сильным, мужественным человеком. Но, как и для каждого из нас, для него была очень важна поддержка друзей, коллег и единомышленников. Поэтому вручение Ордена духовного пробуждения стало важным событием в его жизни.

   — Последние недели жизни Святослава Николаевича стали для него триумфальными.

— Да. Так можно сказать. Он ушёл из жизни победителем. 16 – 19 мая 2000 года в Москве состоялся Всероссийский съезд офтальмологов. На нём академик С.Н. Фёдоров с большим воодушевлением был избран председателем Офтальмологического общества России. А 26 мая того же года – несмотря на противодействие врагов и завистников! – он вновь был назначен генеральным директором МНТК «Микрохирургия глаза». Это была грандиозная победа!

Приказ о назначении С.Н. Фёдорова подписал тогдашний министр здравоохранения РФ (ныне – президент Российского национального медико – хирургического центра им. Н.И. Пирогова), академик РАМН Юрий Леонидович Шевченко. За этот поступок он заслуживает огромной благодарности.

На своей новой – старой должности Святослав Николаевич проработал меньше недели. 2 июня он трагически погиб.

   -В Вашем кабинете висит портрет Святослава Николаевича…

— Портрет Святослава Николаевича занимает почётное место рядом с портретом первого директора Санкт–Петербургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» Анатолия Ивановича Горбаня (увы, тоже ныне покойного)…

У меня осталось много личных воспоминаний, связанных со Святославом Николаевичем. Например, вспоминаю одно из совещаний, проходивших в подмосковной деревне  Протасово.

  — Именно там располагается подсобное хозяйство МНТК…

— Это не просто подсобное хозяйство, а образцово – показательное хозяйство! С.Н. Фёдоров вложил в него частичку своей души, своего сердца.

   — Святослав Николаевич интересовался сельским хозяйством?

— Во —  первых, он не просто интересовался сельским хозяйством, а глубоко в нём разбирался. Во – вторых, и восьмидесятые, и в девяностые годы вопросы снабжения продовольственными товарами были очень актуальными. В Протасово выращивались экологически чистые продукты, которыми снабжались в первую очередь сотрудники МНТК. Люди могли купить качественную сельскохозяйственную продукцию по низким ценам.

Одно из наших совещаний в Протасово совпало с визитом зарубежных журналистов. Святослав Николаевич лично провёл для них экскурсию по сельскохозяйственному комплексу. Он с гордостью демонстрировал коров, купленных в Голландии, рассказывал о технологии производства шампиньонов…

Святослав Николаевич держал в голове точные цифры надоев, прекрасно владел сельскохозяйственной терминологией… Он был очень многогранным человеком.

   — Говорят, что «талантливый человек талантлив во всём»…

— Эти слова вполне можно отнести к С.Н. Фёдорову. Он блистательно проявил себя и в медицине, и в политике, и в экономике.

Хотелось бы также напомнить, что Святослав Николаевич был воцерковлённым человеком. И он по мере своих сил способствовал возрождению церковной жизни, активно занимался благотворительностью.