07.03.2018
Вера. Надежда. Любовь

Как-то во время посещения «нашего» храма в Рождествено-Су-ворово корреспондент одной из подмосковных районных газет спросил о моем отношении к православной вере. Вот, дескать, помогали всем миром (то бишь всем офтальмологи­ческим центром) эту церковь восстанавливать, в божеский вид ее привели. Неспроста ведь? Не рекламы ради и не пото­му, что деньги девать некуда? Как обычно в таких случаях, я не стал углубляться в религиозные вопросы, отделался общими фразами, придя же домой, задумался, расфилософствовался и даже Библию в задумчивости полистал…

Конечно, вид чистенького, ухоженного, сверкающего зо­лотом куполов и белизной стен храма радует глаз и веселит душу, а разруха и неустроенность морально угнетают, давят на психику, навевают мрачные мысли, но только ли в этом дело? Скорее по стечению обстоятельств, нежели испытывая каку­ю-то душевную и духовную потребность, я недавно крестил­ся. Валера Ржевский, архитектор, друг семьи, попросил стать крестным для его сына, вот и пришлось сначала самому на­деть крест, пройдя приличествующий православный обряд.

Разумеется, истовым христианином, фанатичным бого­мольцем, новообращенным верующим после этого я не сде­лался, традиционные церковные ритуалы, сколь бы красивы, величественны они ни были, не стали мне ближе и роднее, а моя правая рука по-прежнему не способна легко и привычно осенять крестным знамением ни меня самого, ни кого бы то ни было.

Значит ли это, что христианство мне глубоко чуждо? Нет, твердо уверен, что не значит. Пройдя большую часть своего жизненного пути, я, как мне кажется, понял, открыл для себя

истинную суть проповедей Иисуса Христа, то, к чему он при­зывал своих учеников и последователей.

Уже давно стало расхожим, чтобы не сказать «затаскан­ным», такое изречение: «Христос — первый коммунист». Но те, кто это произносит, часто совершенно не задумываются над смыслом этой красивой фразы, а то и вовсе его не ви­дят. Кем бы ни был Иисус Христос — Мессией или Учителем народным, Сыном Божьим или

1

страстным проповедником высоких истин, высшей морали, Богочеловеком или просто Человеком с большой буквы, — его влияние на человечество велико и неоспоримо.

Выгоняя менял и торговцев из храма, внушая фарисеям, «суббота для человека, а не человек для субботы», утверждая, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем бо­гатому войти в царствие Божие», Христос указывал «граду и миру» самые страшные, самые погибельные человеческие по­роки: ложь, лицемерие, цинизм, стяжательство…

Основоположник христианства как будто к нынешним фарисеям обращался, как будто им, теперешним, говорил: «Что толку от того, что вы стоите перед алтарем с зажженны­ми свечками на виду у всех? А так ли сильна ваша вера, как вы это пытаетесь изобразить? А многим ли «братьям по вере» вы помогли в их бедах?»

Что же касается наставления об «игольном ушке» и «Цар­ствии Божием», то его ни в коем случае не следует понимать как призыв к всеобщей бедности. Нищета притягивает к себе пороки не менее, а то и более страшные, нежели даже непра­ведное обогащение. Как ни грубо, как ни откровенно это зву­чит, нищий редко бывает способен сохранить в себе лучшие нравственные качества, нищие люди в массе своей постепен­но, но неотвратимо превращаются в злых, голодных зверей…

Суть вышеупомянутого изречения в том, что во времена первых христиан более или менее просвещенный, по-свое­му цивилизованный мир делился буквально на господ и ра­бов, а материальные блага создавались за счет безжалостной эксплуатации подневольных тружеников. Главная же идея подлинного христианства — стремление к справедливости в обществе. А что такое общественная справедливость? Воз­можность для всех свободно трудиться и получать соответствующее качеству и количеству труда вознаграждение. (Ко­нечно, всегда были, есть и будут инвалиды, неспособные к высокопроизводительному труду, однако доля увечных людей в здоровом человеческом обществе невелика, да и не их обыч­но вина в том, что они инвалиды…)

То есть провозглашенный когда-то, но нереализованный у нас постулат социализма «От каждого по способности, ка­ждому по труду» — принцип в сущности христианский.

Род людской с тех самых пор, как его представители  нау­чились размышлять, оценивать себя,  свое место под солнцем, результаты своего труда и силу своих талантов, по большому счету делится на верующих и неверующих. И всегда одни про­тивостояли

другим, а вторые, как правило, преследовали, травили, уничтожали и притесняли первых.

Первые искренне веровали в Бога, Высший Разум, в ско­рое рождение и становление Нового Человека, в возмож­ность построения идеального миропорядка («рая на земле»), в торжество Свободного Труда.

Вторые если и признавали правоту первых, то только ради личной выгоды. Первых христиан уничтожали погряз­шие в разврате, утопавшие в роскоши римские патриции, не желавшие поступиться плодами своего господства. Первых большевиков-романтиков пытали в застенках НКВД, добива­ясь «признательных показаний», бросали в тюрьмы и лагеря, выполняя и перевыполняя палаческие планы-разнарядки, ци­ничные подонки-карьеристы, мерзавцы-временщики, злоб­ные калифы на час…

А разве верили в победу коммунизма лукавые партаппа­ратчики, доведшие уравниловку в Советском Союзе до пол­ного абсурда, лишившие мотивации к созидательному труду многие миллионы наших сограждан? А горе-ученые, вольно или невольно, сознательно или по недомыслию тормозив­шие прогресс во всех сферах научной деятельности, — разве они были искренними сторонниками улучшения нашей об­щественной жизни? Чем руководствовались, когда прятали под сукно, задвигали на дальние полки библиотек и спецхра­нов, словесно громили в пух и прах на всевозможных симпо­зиумах и конференциях перспективнейшие разработки оте­чественных самородков? Завистью, ревностью, корыстью, страхом потерять насиженные места, боязнью вмиг лишить­ся привычного, уютного, часто паразитического и ни к чему, по сути, не обязывающего образа жизни.

И особенно печально, что зачастую в нашем государ­стве, якобы жившем под девизом «Все для блага человека!», наталкивались на непреодолимые препятствия чрезвычай­но полезные открытия, передовые технологии, связанные с медициной, с охраной и улучшением здоровья этого самого человека. Мне и моим соратникам по МНТК, наверное, грех жаловаться на судьбу, многое из того, что задумывали, плани­ровали, мы выполнили еще при «развитом социализме».

В сравнении с другими отраслями медицины офталь­мология в СССР, можно сказать, процветала. А за 10 «пере­строечно-реформенных» лет мы провели два с половиной миллиона операций, вернув и существенно улучшив зрение, образно говоря, населению небольшой страны. Я сам за это время оперировал 16 тысяч раз. Мы смогли сделать то, чего не удавалось другим — преодолеть бюрократические «препоны и рогатины», чудовищные барьеры чиновничьего бездушия, последствия наветов лицемерных «пуритан от медицины», запреты всевозможных фарисеев и вельможных идеологиче­ских менял. Почему удалось?

Наверное, потому и только потому, что наша вера в свои силы и в необходимость нашего Большого Дела оказалась сильнее безверия многочисленных недругов — завистников, умственных и нравственных импотентов.

Сам я давно выработал и сформулировал для себя 14 жиз­ненных принципов.

Правила успеха:

     ПЕРВОЕ: Старайтесь во всех удачах благодарить обстоятель­ства, а во всех неудачах винить только себя.

     ВТОРОЕ: Помните: нет безвыходных положений, кроме смер­ти. Никогда не опускайте руки. Пока мы живы, мы способны улуч­шить свою жизнь.

     ТРЕТЬЕ: Когда вам плохо, найдите того, кому еще хуже и помо­гите ему — вам станет значительно лучше.

     ЧЕТВЕРТОЕ: Относитесь к другим людям так, как хотелось бы, чтобы другие люди относились к вам.

     ПЯТОЕ: Не обстоятельства должны управлять человеком, а че­ловек должен управлять обстоятельствами.

     ШЕСТОЕ: Верьте в Его Величество Случай и знайте: случай приходит только к тем, кто все делает для того, чтобы этот случай пришел. Знайте: если, прожив день, вы не сделали ни одного добро­го дела или за день не узнали ничего нового — день прожит напрасно.

    СЕДЬМОЕ: Самое ценное в нашей жизни — ЗДОРОВЬЕ.

О нем нужно заботиться. Спать необходимо столько, сколько требует организм. Больше двигаться, рационально питаться, объя­вить войну курению.

     ВОСЬМОЕ: Помните: жизнь любит удачливых. О прошед­шем жалеть бесполезно.

     ДЕВЯТОЕ: Анализируйте каждый прожитый день — учитесь лучше всего на собственных ошибках.

ДЕСЯТОЕ: Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач -ОПТИМИЗМ.

ОДИННАДЦАТОЕ: Никогда не начинайте новую жизнь. Начинать новую жизнь — это самообман. Улучшайте свою старую жизнь, но делайте это постепенно.

ДВЕНАДЦАТОЕ: Помните, что злиться на других — бесполез­ное дело. Злость лишь испортит ваш характер и помешает вашим де­лам. Что было, то было.

     ТРИНАДЦАТОЕ: Запомните: ваша установка должна быть та­кой: «Без меня (без вас) мир неполон».

     ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ: Не забывайте о правиле «тридцатое сен­тября» (день именин ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ): ВЕРА. НАДЕ­ЖДА. ЛЮБОВЬ. Каждый из нас должен знать, во что он верит, на что надеется, кого любит!

Святослав Федоров


  • Новости

    20.02.2018
    29 сентября 2017 г. в МНТК «Микрохирургия глаза» состоялась торжественная церемония открытия памятника академику Святославу Николаевичу Федорову. Бронзовая трёхметровая скульптура установлена при входе на территорию комплекса, основателем которого является знаменитый ученый. Автор памятника — калужский скульптор, член Союза художников России Светлана Ивановна Фарниева. Участников церемонии поприветствовал генеральный директор МНТК «Микрохирургия глаза» им акад. С.Н. Фёдорова, доктор медицинских наук, профессор Александр […]
    16.12.2017
    11 декабря 2017 года в день рождения Александра Солженицына состоялось торжественное открытие мемориальной доски выдающемуся русскому писателю, мыслителю, общественному деятелю, академику Российской академии наук, лауреату Нобелевской премии по литературе Александру Солженицыну. Доска установлена на стене дома 12, строения 8 по Тверской улице со стороны Козицкого переулка. Именно в этом здании находится квартира, в которой писатель был арестован в 1974 году, […]
    14.06.2017
    8 августа, в день рождения академика Святослава Николаевича Фёдорова, состоится Международная благотворительная акция «Прекрасные глаза – каждому!», которую организует  «Фонд  Святослава Фёдорова». В этом году акция приурочена к 90-летию со дня рождения выдающегося офтальмолога. Её цель – продвижение  высокотехнологичной медицинской помощи, а так же обеспечение её доступности широким слоям населения — и взрослым, и детям. В этот день ученики и […]
О Фонде :: Контактная информация
Адрес: 109012, г.Москва, Новая площадь, д. 8, стр.1, офис 415 - 416.
Тел.: (495) 628-24-85, Факс: (495) 621-59-67
E-mail: s_fedorov@inbox.ru
2000-2011 © Все права принадлежат Фонду им. Святослава Федорова.

Мы в социальных сетях: